Однако история развития Берлинской картинной галереи оказалась хотя и
блестящей, но краткой. Бомбардировки Берлина почти полностью уничтожили
здание музея. При этом пострадало около 400 картин. После войны
разделение немецкой столицы привело и к разделению коллекции. Наиболее
драгоценные шедевры живописи оказались в западном пригороде Берлина –
Далеме, остальное же – в районе Митте. Только в 1997 году, через 50 лет
после раздела музея, собрание вновь было объединено в специально
построенном здании на Тиргартен. Этот год ознаменовал новое рождение
музея.
Дюрер "Портрет Иеронима Гольцшу"
Сегодня Берлинская галерея обладает одной из самых обширных и
разнообразных коллекций живописи Европы XIII-XVIII в. При этом, как ни
странно, немецкое собрание в Берлине отнюдь не самое полное, хотя и оно
насчитывает полотна таких гигантов, как суровые Дюрер и Гольбейн,
красочные Бальдунг Грин, Шонауэр и Кранах. Гордостью же берлинской
экспозиции являются залы Итальянского и Нидерландского Возрождения.
Итальянская живопись представлена в Берлине не столько знаменитыми
именами (хотя и в них недостатка нет), сколько разнообразием стилей.
Здесь сияющий, сине-золотой флорентинец фра Беато Анджелико,
почитающийся католической церковью как святой, соседствует с мрачным и
резким сиенцем Джованни ди Паоло, а картины грубоватого Мазаччо
контрастируют со «Страшным судом» того же фра Беато, где праведники
водят хороводы с ангелами на изумрудно-зеленых цветущих лужайках под
ярко-голубым небом.
Ван Эйк "Портрет Арнольфини"
С берлинским собранием нидерландской школы может соперничать только
Лондонская картинная галерея. Художники XV века - «золотого века»
нидерландской живописи – представлены тремя полотнами ван Эйка (даже на
родине художника, в Бельгии, ни один музей не может похвастаться такой
коллекцией). Среди них один из лучших портретов мастера – портрет
Джованни Арнольфини (смотри выше), того самого, который изображен на
портрете четы Арнольфини, хранящемся в Лондоне. Среди других шедевров –
произведения Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Ганса
Мемлинга, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Хотелось бы обратить
внимание на так называемый «Алтарь Бладелена» ван дер Вейдена. Этот
триптих, в центре которого находится сцена Рождества Христова, по
традиции включает в себя изображения семьи «донатора», то есть заказчика
алтаря, пожертвовавшего его для церкви. Изображение донатора,
коленопреклоненного рядом с мадонной, есть и здесь; это один из
одухотвореннейших портретов кисти нидерландского мастера. Убегающая же
вдаль улочка, с выписанными по-фламандски тщательно домами и чинно
прогуливающимися прохожими, переносит зрителя в маленький фламандский
городок – Брюгге или Лувен.
Мазаччо "Рождество"
Два гениальных голландских живописца представлены в Берлинской галерее:
Рембрандт и Вермеер. Собрание первого из них насчитывает шестнадцать
полотен и считается одним из наиболее значительных в мире. Произведений
же Вермеера - два("Бокал вина" и "Девушка с жемчужным ожерельем"), и это
немало. Вермеер оставил всего около трех десятков картин, и большая
часть наследия после его смерти была продана на аукционе в Амстердаме за
долги. Поэтому сегодня картины Вермеера разбросаны по всему миру и
являются большой редкостью. Простой домашний быт горожанина, с его
интимностью и теплотой, столь охотно воспеваемый голландскими
художниками в их непритязательных жанровых сценках, в картинах мастера
окружен ореолом некой глубины и таинственности, что и снискало Вермееру
славу самого загадочного художника Нидерландов. Прозрачный бокал, через
который просвечивает лицо молодой женщины, светящееся жемчужное ожерелье
в картинах берлинской коллекции оправдывают эту славу в полной мере. Не
случайно, что именно эти «аксессуары», а не действующие лица сценок,
дали названия полотнам.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Со вторника по пятницу – с 10 до 18 часов, в субботу и воскресенье с 11 до 18 часов.