Вторник, 16.04.2024, 23:42
Сайт учителя немецкого языка МОУ "СОШ № 94" Матаевой Лидии Юрьевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Это я !
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Video
Наш опрос
Зачем Вам нужен немецкий язык?
Всего ответов: 56
Работа сайта
Форма входа
Для учителя
Учебный центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку

Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку.

Е.В.Сергеева, Л.Ю.Матаева, О.П.Колодий

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №94», г. Саратов, Россия

sehelen@yandex.ru

 

Аннотация. Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Ключевые слова: проект, методика, требования к проекту, этапы проекта.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. [4,с.3-5]

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса. [3]

 В течение последних  20-30лет просматривается стойкая тенденция к ориентации на гуманистическую философию как отечественную (Г.С. Батищев, М.К.Мамардашвили), так и зарубежную (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм и др.), центральное место в которой отводится человеку. Такой подход подразумевает интеграцию и гуманизацию изучаемых дисциплин, дифференциацию и индивидуализацию подхода к обучаемым и, наконец,  демократизацию всей средней школы, все яснее наблюдается переход от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Эта система характерна прежде всего личностно-деятельностным подходом в обучении. По утверждению И.А.Зимней, основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений. Такой подход особенно важен на современном этапе, когда количество информации растет и человеческий мозг просто не в состоянии справиться с обрушивающейся на него лавиной знаний, умений, навыков. [1, с.18]

Задача, стоящая перед школой в настоящее время, заключается во внедрении  проектно-созидательного подхода в обучении иностранным языкам. Проектная технология обучения иностранным языкам позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов. Введение в дидактические средства обучения иностранному языку наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов значительно повышает степень осмысленности учебного материала.

Вышеизложенное обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики следующим образом:

-      в условиях существующей классно-урочной системы занятий проектная методика легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения;

-                    это технология, которая позволяет успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-                     это педагогическая технология, обеспечивающая прочное усвоение учебного материала, нравственное развитие учащихся, а так же их самостоятельность.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику как  новую педагогическую личностно-ориентированную технологию, отражающую основные принципы гуманистического подхода в образовании в системе классно-урочных занятий, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ в средней общеобразовательной школы.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. С одной стороны, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, с другой стороны, курс иностранного языка в любом типе образовательного учреждения ориентируется на формирование общей и коммуникативной компетенций.

Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта и определила основные требования к использованию метода проектов:

-         наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

-         практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

-         самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

-         структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

-         использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.). [2]

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики состоит в стимулировании интереса детей к определенным проблемам через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и способы достижения конкретной идеи должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при использовании данной методики в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

-          занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

-          учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;

-         в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

-         в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося;

-         усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-         совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

В опытно-экспериментальной работе по использованию проектной деятельности при обучении иностранному языку была рассмотрена методика организации и проведения проектной деятельности при обучении иностранному языку, а также результаты педагогического эксперимента по развитию лингвистической и коммуникативной компетенции в процессе проектной деятельности в 2 – 11 классах средней общеобразовательной  школы № 94 города Саратова. В данном учебном заведении процесс обучения ведется по УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, который предполагает проектную деятельность, начиная со 2 класса.

Технология осуществления проекта предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

С целью выделения системы действий учителями и учащимися были выделены следующие стадии разработки проекта:

1.     Разработка проектного задания

2.     Выбор темы проекта

2.1 Выделение подтем проекта

2.2 Формирование творческих групп

2.3 Подготовка материалов к исследовательской работе

2.4 Определение форм выражения итогов проектной деятельности

3.     Разработка проекта

4.     Оформление

5.     Презентация

6.     Рефлексия

При подготовке проектной работы в течение учебного года учащиеся выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют ее и логично излагают, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.

Проект, как правило, бывает заключительным этапом работы над темой устной речи. Например, в процессе работы над темой «Покупки» ученикам 4-го класса было предложено создать журнал мод. Учащиеся выбирали артистов и телепередачу. После выполнения письменной части (записать, что ты советуешь как модельер артисту-ведущему), они представляли журнал - презентацию в Power Point.

После изучения темы « Еда» ученики 3-го класса  активизировали свои творческие ресурсы и обратили скучное изучение темы в интересное и полезное занятие, а именно - составление меню школьных завтраков для учеников лесной школы. Детям предлагалось записать меню для выбранного героя и нарисовать его.

Изучая тему «Рождество» в 5 классе, учитель предложила провести исследование и написать в чём сходство и отличие английского Санта Клауса и его французского "брата” Père Noël. В своём исследовании учащиеся должны были отобразить такие факты их биографии как происхождение, место жительства, семейное положение и другие интересные факты. Свои выводы учащиеся оформляли в виде эссе.

Как показывают результаты  практических работ учащихся, проводимых в МОУ «СОШ № 94», в ходе выполнения проектов степень закрепления изучаемого учебного материала значительно повышает качество обученности.

Таким образом, результаты исследования подтвердили эффективность использования проектной деятельности при изучении иностранного языка в средней школе.

Метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Проектная методика основывается на личностно-деятельностным подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса  на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обученности  и образованности личности.

Литература

1.     Зимняя,И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

2.     Полат,Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

3.     Полат,Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат. – Иностранные языки в школе № 2, 2000.

4.     Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

Annotation: The project method is an alternative approach in the modern system of education, a new educational technology, didactic means of stimulating the cognitive activity of pupils, developing their creativity and at the same time the formation of certain personal qualities.

Key words: project, methods, project specification, project phase

 

Категория: Мои статьи | Добавил: malida (04.07.2011) | Автор: Матаева Лидия Юрьевна W
Просмотров: 5249 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья,объединяемся!
МОУ "СОШ № 94"
Погода
Рекомендую...
Что нового?
malida2010 © 2024
счетчик посещений