Проектная методика как фактор повышения качества
образования в обучении иностранному языку.
Е.В.Сергеева,
Л.Ю.Матаева, О.П.Колодий
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №94», г. Саратов, Россия
sehelen@yandex.ru
Аннотация.
Проектная
методика является альтернативным подходом в современной системе образования, новой
педагогической технологией, представляющей собой дидактическое средство
активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных
личностных качеств.
Ключевые
слова: проект, методика, требования к проекту, этапы
проекта.
В настоящее время в
России идет становление новой системы образования, ориентированного на
вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса.
Происходит
смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,
иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. [4,с.3-5]
Реформирование школьного
образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения
следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и
нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом
педагогического процесса. [3]
В течение последних 20-30лет просматривается стойкая тенденция к
ориентации на гуманистическую философию как отечественную (Г.С. Батищев,
М.К.Мамардашвили), так и зарубежную (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм и др.),
центральное место в которой отводится человеку. Такой подход подразумевает
интеграцию и гуманизацию изучаемых дисциплин, дифференциацию и индивидуализацию
подхода к обучаемым и, наконец,
демократизацию всей средней школы, все яснее наблюдается переход от
дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Эта
система характерна прежде всего личностно-деятельностным подходом в обучении.
По утверждению И.А.Зимней, основой учебного процесса становится не только
усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и
творческого потенциала обучающегося. Этот подход отвергает бесполезные знания
ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений. Такой подход особенно
важен на современном этапе, когда количество информации растет и человеческий
мозг просто не в состоянии справиться с обрушивающейся на него лавиной знаний,
умений, навыков. [1,
с.18]
Задача, стоящая перед
школой в настоящее время, заключается во внедрении проектно-созидательного подхода в обучении
иностранным языкам. Проектная технология обучения иностранным языкам позволяет
значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за
счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи,
и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и
понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов. Введение в
дидактические средства обучения иностранному языку наглядных и, по возможности,
хорошо знакомых зрительных образов значительно повышает степень осмысленности
учебного материала.
Вышеизложенное обосновывает
применение проектной методики как новой педагогической технологии в
развитии современной дидактики следующим
образом:
- в условиях существующей классно-урочной
системы занятий проектная методика легко вписывается в учебный процесс и может
не затрагивать содержания обучения;
-
это технология, которая позволяет успешнее достигать
поставленные государственным стандартом образования цели;
-
это педагогическая
технология, обеспечивающая прочное усвоение учебного материала, нравственное
развитие учащихся, а так же их самостоятельность.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена
необходимостью теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную
методику как новую педагогическую
личностно-ориентированную технологию, отражающую основные принципы
гуманистического подхода в образовании в системе классно-урочных занятий,
доказать эффективность её использования при обучении ИЯ в средней
общеобразовательной школы.
Основой метода проектов
является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению
конструировать свои знания. В последние годы в отечественном образовании
наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей
обучить детей умению получать знания через свою деятельность. С одной стороны,
в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления, с другой стороны, курс
иностранного языка в любом типе образовательного учреждения ориентируется на
формирование общей и коммуникативной компетенций.
Е.С.
Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных
методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое
средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и
одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе
создания конкретного продукта и определила основные требования к использованию
метода проектов:
-
наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения;
-
практическая, теоретическая значимость
предполагаемых результатов (например,
доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного
региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся
в развитии данной проблемы; совместный
выпуск газеты, альманаха с репортажами с
места событий; программа туристического
маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство
квартиры, пр.);
-
самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
-
структурирование содержательной части
проекта (с указанием поэтапных
результатов и распределением ролей);
-
использование исследовательских
методов: определение проблемы,
вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения,
обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного
исследования метода "мозговой
атаки", "круглого стола",
творческих отчетов, защиты проекта, пр.). [2]
Таким
образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к
образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их
воспроизведении. Суть проектной методики состоит в стимулировании интереса
детей к определенным проблемам через проектную деятельность, показать
практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к
практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и способы
достижения конкретной идеи должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов,
индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.
Личный педагогический
опыт позволяет сделать вывод о том, что при использовании данной методики в
учебном процессе решаются важные дидактические задачи:
-
занятия
не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и
навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их
эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
-
учащиеся
получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы,
самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из
других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и
решать проблемы;
-
в проекте успешно реализуются различные
формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется
взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется:
вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
-
в проектной работе весь процесс
ориентирован на учащегося;
-
усиливается индивидуальная и
коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так
как каждый учащийся, должен представить всей группе результаты своей
деятельности;
-
совместная работа в рамках проекта учит
учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего
труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать
статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.
В
опытно-экспериментальной работе по использованию проектной деятельности при
обучении иностранному языку была рассмотрена методика организации и проведения
проектной деятельности при обучении иностранному языку, а также результаты
педагогического эксперимента по развитию лингвистической и коммуникативной
компетенции в процессе проектной деятельности в 2 – 11 классах средней
общеобразовательной школы № 94 города
Саратова. В данном учебном заведении процесс обучения ведется по УМК М.З.
Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, который предполагает проектную деятельность,
начиная со 2 класса.
Технология
осуществления проекта предусматривает три этапа: подготовительный, основной и
заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется
характер деятельности учащихся и учителя.
С
целью выделения системы действий учителями и учащимися были выделены следующие
стадии разработки проекта:
1. Разработка
проектного задания
2. Выбор
темы проекта
2.1
Выделение подтем проекта
2.2
Формирование творческих групп
2.3
Подготовка материалов к исследовательской работе
2.4
Определение форм выражения итогов проектной деятельности
3. Разработка
проекта
4. Оформление
5. Презентация
6. Рефлексия
При подготовке проектной работы в течение учебного года учащиеся
выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта
информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в
соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют ее и логично
излагают, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.
Проект, как правило,
бывает заключительным этапом работы над темой устной речи. Например, в процессе
работы над темой «Покупки» ученикам 4-го класса было предложено создать журнал
мод. Учащиеся выбирали артистов и телепередачу. После выполнения письменной
части (записать, что ты советуешь как модельер артисту-ведущему), они представляли
журнал - презентацию в Power
Point.
После
изучения темы « Еда» ученики 3-го класса активизировали свои творческие ресурсы и
обратили скучное изучение темы в интересное и полезное занятие, а именно - составление меню школьных завтраков для учеников лесной школы. Детям
предлагалось записать меню для выбранного героя и нарисовать его.
Изучая тему «Рождество» в 5 классе, учитель предложила провести исследование и написать в чём
сходство и отличие английского Санта Клауса и его французского "брата” Père Noël.
В своём исследовании учащиеся должны были отобразить такие факты их биографии как происхождение,
место жительства, семейное положение и другие интересные
факты. Свои выводы учащиеся оформляли в виде эссе.
Как
показывают результаты практических работ
учащихся, проводимых в МОУ «СОШ № 94», в ходе выполнения проектов степень
закрепления изучаемого учебного материала значительно повышает качество
обученности.
Таким
образом, результаты исследования подтвердили эффективность использования
проектной деятельности при изучении иностранного языка в средней школе.
Метод проектов является
эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень
владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень
самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее
интеллектуальное развитие учащихся.
Проектная методика
основывается на личностно-деятельностным подходе, который означает
переориентацию всего учебного процесса
на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных
и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как
одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов
обученности и образованности личности.
Литература
1. Зимняя,И.А.
Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.:
Просвещение, 1991. – 222 с.
2. Полат,Е.С.,
М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов
пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
3. Полат,Е.С.
Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат. – Иностранные языки в
школе № 2, 2000.
4.
Селевко,Г.К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с
Annotation: The
project
method is an alternative
approach in the modern system of education, a new educational technology,
didactic means of stimulating the cognitive
activity of pupils, developing their creativity and at the same time the
formation of certain personal qualities.
Key words: project, methods, project specification, project
phase
|