На
сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные
технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает
сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок
учится работать с текстом, узнает новые способы сбора информации и учится
пользоваться ими, расширяя свой кругозор. Повышается мотивация учащихся,
стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной
работы.
В
связи с программой модернизации российской системы образования в условиях
информатизации и демократизации общества в последнее время уделяется большое
внимание развитию компетентности учителей в области использования образовательных
мультимедиа.
В
нашем рассмотрении под образовательным мультимедиа может пониматься дидактическое программное средство,
предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью двух
или более модальностей, обеспечивающее
эффективное протекание перцептивно - мнемических процессов, способствующих
реализации педагогических целей и развитию обучаемого.
Использование мультимедийных презентаций (ММП) играет большую роль
на уроках иностранного языка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми
знаниями на уроке, преодолеть языковые трудности, позволяет достичь цели и
решить задачи обучения иностранному языку. Презентации широко применяются почти
всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников.
Мультимедийные
презентации позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и
анимации. Это особенно важно:
а)
при ознакомлении с новой лексикой, так как
изображения на мониторе/экране позволяют ассоциировать фразу на
иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
б)
при изучении грамматического материала, поскольку увиденные на экране красочные
картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и
усвоению нового материала.
Эффективность
использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий:
а)
правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для
создания и демонстрации ММП;
б)
обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе;
в)
правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия
папки);
г)
наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам, где оговаривается
количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и
т.п.
Преимущество презентации PowerPoint в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио - и видео - наглядности;
- возможности использования презентации
как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски,
которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и
грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять
опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве
раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи,
распечатки на бумаге и пр.);
- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов
анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержании познавательного интереса обучающихся,
усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания
нового учебного материала;
- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации
изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся;
- экономии учебного времени;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как
учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в
организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных
видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт
(презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных
средств представления наглядности. К ним относятся:
- интерактивность - способность определенным образом
изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять
порядок и объем представляемой информации, а также вносить
необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
- мулътимедийность – использование комплекса эффектов для
представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним
техническим средством;
- комплексность представления информации - возможность
управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами
анимации, с помощью гиперссылок);
- дискретность - смысловая завершенность отдельного
слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в
смысловом отношении фрагмент презентации);
- программная совместимость - возможность использовать
объекты из других программ, например из приложений МS Office;
- доступность технического инструментария - наличие у
пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с
программным пакетом МS Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности,
напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
В презентациях разнообразные информационные объекты (тексты, лексический и
грамматический материал, изобразительная наглядность) могут быть объединены в
тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем
или иным учебным материалом.
В заключение, хочется отметить, что
применение современных технологий в образовательном процессе создаёт
благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам
современного общества. Современные педагоги должны активно включать
мультимедийные презентации в структуру урока. Тем не менее, необходимо
подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс программы Microsoft PowerPoint
вовсе не исключает из него традиционные методы обучения, а гармонично сочетается
с ними на всех этапах обучения.
|